Ребёнок рождается на свет и на его лице уже заметны первые эмоции: удивление, любопытство, недоумение, недоверие и многие другие. С этого момента очень важно, какое выражение он видит изо дня в день на лице папы и мамы. Многие родители не хотят проявлять эмоции при детях, полагая, что нарушат каким-то образом их психику. Они сдерживают радость, наслаждение, боль, печаль, злость и забывают, что такое же поведение копируют и их дети.

Советы родителям:

  1. Проявляйте открыто свои эмоции перед детьми: злитесь (в разумных пределах), смейтесь, грустите, обижайтесь, удивляйтесь. Главное, чтобы чувство, которое испытываешь в ту или иную минуту, было искреннее и напрямую связано с соответствующим событием. Не лишним в общении с малышом будет «называние» и объяснение причин своих эмоций: «Мне сейчас очень грустно, потому что…» или «Меня разозлила эта ситуация, так как…» и т.д.
  2. Меняйте тон разговора, в зависимости от эмоций. Голос — хороший инструмент для общения. Не нужно смешных или обидных слов, достаточно сменить интонацию. Актёры в этом мастера, они играют голосом, там самым транслируют нам эмоциональный тон ситуации. Помните, как в школе нас учили читать с выражением для того, что бы понять, что хотел сказать автор произведения? Так вот, говорите тоже с выражением. Эмоционально окрашенная речь всегда интереснее, легче и быстрее воспринимается.
  3. Сделайте плакат, где будут изображены лица с разными эмоциями. Показывайте его малышу и пусть он угадывает, грустное оно или весёлое, боится персонаж или злится. Так же можно рассматривать книги с красочными иллюстрациями. Художники -иллюстраторы часто рисуют героев сказок и рассказов с яркими эмоциональными выражениями лиц.
    Умение с детства имитировать эмоции поможет ребёнку в будущем распознавать их на лицах окружающих и правильно вести себя в конкретной ситуации: жалеть, когда кто-то плачет, сострадать, если кому-то больно, радоваться за друга, получившего подарок.
  4. Учите ребёнка быть вежливым.
    Эгоизм малыша иногда просто зашкаливает. Это, как правило, упущение в воспитании со стороны родителей. Иногда детей не учат говорить «Спасибо!», просить прощения за проступок, желать приятного аппетита. Почему же тогда родители ждут, что в сознательном возрасте, что их дети будут говорить вежливые слова и уважительно относиться к другим? Нужно постоянно напоминать ребёнку в соответствующей ситуации говорить «Спасибо!», «Разрешите, пожалуйста…», «Приятного аппетита», «Извините меня за…» и т. д. Со временем это войдёт в привычку и каждый раз напоминать об этом будет не нужно. Есть у Валентины Осеевой такой рассказ «Волшебное слово» — почитайте его с ребенком и не забудьте обсудить прочитанное.
  5. Во время совместного просмотра мультфильма или прочтения сказки спрашивайте у ребёнка о чувствах и эмоциях героев. Например, «Как ты считаешь, что почувствовал зайчик, когда лиса выгнала его из его же домика?» То же самое спрашивайте о чувствах родных и окружающих людей. Например, «Как ты думаешь, бабушка обрадуется, если мы сегодня приедем к ней в гости» или «Уверен, что мальчик не будет грустить, если ты откажешься с ним поделиться ведерком и совочком?». Говорите с ребенком простым, понятным языком. Побуждайте его на размышления. Дайте ему возможность сделать собственный вывод. В случае ошибки, объясните правильную позицию.
  6. Приводите конкретные примеры, чтобы ребенок понял, что был неправ, груб или несправедлив по отношению к другим. Обращайте его внимание к себе. Выражение «не делай людям того, чего не желаешь себе» здесь как нельзя кстати. «Разве тебе понравится, если кто-то отнимет у тебя игрушку? Как ты будешь себя чувствовать? Наверное, тебе станет грустно и обидно? Не так ли?» или «Вот я бы точно обрадовалась, если бы мне пожелали доброго утра».
  7. Хвалите ребёнка всякий раз, когда малыш жалеет друга, который испугался собаки, или обнимает сестру и дает ей свою игрушку. Поощряйте за проявление нежных чувств, даже когда он сделал доброе дело по просьбе. Именно похвала родителей в детстве заставляет ребёнка в старшем возрасте проявлять добрые эмоции осознанно, а не импульсивно.
  8. Уважайте своего ребенка. Если родители могут позволить себе ругать ребёнка в присутствии посторонних, то это даёт ему право в будущем унижать и стыдить других людей, пренебрегая их чувствами. Для того чтобы ребёнок уважительно относился к людям, нужно для начала уважать его. Не попрекайте и не стыдите ребенка в присутствии посторонних людей. Беседа наедине куда более эффективна для развития его эмоционального состояния.
  9. Обеспечьте ребёнка знаниями и навыками, как правильно выражать негативные эмоции. При этом обязательно проговаривайте названия всех чувств, чтобы он научился распознавать между ними разницу. Здесь важно дать понятие оттенков чувств. Например, нужно различать раздражение, злость и гнев. Выражать раздражение в разумном пределе социально приемлемо, злиться можно, но осторожно, а вот гневом лучше научиться управлять.
  10. Самое главное, пожалуй, при воспитании это, конечно, личный пример. Начните с себя. Если у вас нет привычки здороваться с бабушками у подъезда, начните уже сегодня. Сами не заметите, как станете любимцем внезапно преобразившихся бабулек. Не забывайте старый-добрый мультфильм — «Поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется». Показывайте на личном примере, что значит радоваться, любить, сострадать, жалеть: уступить место пожилому человеку в автобусе, испечь пирог болеющей подруге, собрать букет на день рождения бабушки, с радостью принимать подарок или встречать папу с работы. Ребенку не с кого больше брать пример, кроме как с родителей. Вы для малыша — целая вселенная. И то, какова будет эта вселенная, зависит только от вас.
    Помните: требовать от ребёнка взамен можно только то и в том объёме, что и сколько ему было дано ранее.
Как воспитать добрые чувства?